Что такое Эго-состояния? Часть 1.
Всего Берн выделил три эго-состояния и все они имеют говорящие названия, это Родитель (Р), Взрослый (В) и Ребенок или Дитя (Д). Обычно в ТА личность человека изображают в виде схемы, напоминающей светофор, только без цвета, в круг большого диаметра вписаны друг над другом три круга меньшего диаметра, тесно соприкасающиеся друг с другом, обозначенные буквами, сверху вниз Р-В-Д.
Также, существует два варианта этой схемы, их называют структурная и функциональная модели. В первой части я решил сделать акцент на функциональной, т.к. она проще, понятнее и отвечает на вопрос «как», т.е. описывает поведение человека находящегося в том или ином эго-состоянии, в момент времени.
Каждый из нас, в процессе своей жизнедеятельности, периодически прибывает в каждом из этих состояний, постоянно переключаясь между ними. И каждому эго-состоянию свойственно характерное поведение, а также набор мыслей и чувств, поэтому мы, психологи работающие в ТА, внимательно следим за нашими клиентами на консультациях, чтобы определить в каком из состояний они прибывают. Это очень важно для эффективной работы.
Итак, поговорим про каждое эго-состояние и рассмотрим из чего оно состоит с точки зрения функциональной модели.
Родитель.
Одна из функций этого эго-состояния - некий ценз, структура, этакая система координат, на которую мы можем опираться и решать, что мы можем, а что нет. Например, в детстве ребенок мог залезть в лужу и испачкаться. В этот момент родители занимали критикующую позицию, делая ему замечание или наказывая. Тогда ребенок понимал, что лезть в лужу плохо, так как это может иметь не самые радужные последствия. Это эго-состояние, а вернее та его часть, которую называют Контролирующий Родитель (КР), внутренний регулятор нашего поведения как в социуме, так и по отношению к себе. Вторая функция - Заботливый Родитель (ЗР), здесь название говорит само за себя, это наша способность быть внимательными к себе и другим. Например, если мы ощущаем какую-то потребность, то ЗР помогает нам в её реализации, благодаря этой части мы имеем способность проявлять эмпатию, заботиться о своих близких, детях и себе.
Взрослый.
Это эго-состояние схематически находится по центру «светофора» и его не принято делить на части. Обычно, поведение связанное с ним, характеризуется как взрослое. Самая главная функция Взрослого - это оценка ситуации с позиции «здесь и сейчас». Он взвешивает мнение Родителя и потребности Ребенка, принимая компромиссное решение между ними.
Ребенок.
В самом простом выражении эта часть отвечает за наши желания или понимание того, чего на самом деле мы не хотим. Этот состояние делят на два, Свободный Ребенок (СД) и Адаптивный (АД). Характерное поведение СД - это вести себя в соответствии со своими потребностями. Также, эта часть отвечает за спонтанность, креативность и свободу выражения чувств. Характерным поведением АД как раз является подчинение правилам и различным полезным и не очень полезным для нас установкам. Обычно взрослые люди достаточно часто прибывают в этом состоянии, ведь это позволяет им достигать желаемого результата. Также, АД может проявлять себя как Бунтующий Ребенок, что позволяет идти в разрез установленным правилам и достигать поставленных целей путем борьбы с ними.
В этой статье я постарался кратко передать суть теории эго-состояний с точки зрения функциональной модели. В следующей статье мы рассмотрим структурную модель.
Похожие статьи
31 Март 2024
Что такое эго-состояния. Часть 2.
Из этой статьи вы узнаете о том, что такое структурная модель и из чего она состоит.
14 Янв 2024
Эго-состояние Ребенок (Дитя)
Поговорим об одном из трех эго-состояний: Ребенок (или Дитя).
14 Дек 2023
Психолог, клинический психолог, психотерапевт, психиатр. Кого выбрать?
Я часто слышу как люди задаются вопросом «Какой специалист мне нужен?» Разберемся в этой статье.