Что такое эго-состояния. Часть 2.
Поскольку, даже при кратком изложении, не получилось все уместить в одну статью, то прошу любить и жаловать вторую, замечу, она же завершающая в этом цикле.
Здесь вы узнаете о том, что такое структурная модель и из чего она состоит. Таким образом, у вас появится более полное представление о теории эго-состояний. Вы будете понимать, для чего это нужно и как функционирует.
Говоря о функциональной модели, я упомянул о том, что она стремиться ответить на вопрос «Как?», структурная модель отвечает на вопрос «Что?». Полное название этой модели звучит так "Структурная модель второго порядка". Она так же состоит из трёх эго-состояний, но вот содержание уже отличное от функциональной. Давайте подробнее разберёмся, что каждое из них в себя вмещает.
Родитель (Р2)
На рисунке видны знакомые буквы «Р»,«В» и «Д» это все те же Родитель, Взрослый и Ребенок (Дитя), но что они делают внутри этого эго-состояния и почему их так много? Это так называемые интроекты. Говоря простыми словами, интроект - это образ значимого взрослого, который осуществлял заботу над вами, когда вы были еще ребенком. Образ этого человека был усвоен (интроецирован) вашим Родителем, а у него в свою очередь также были три своих эго-состояния. Много таких интроектов потому, что значимых взрослых было несколько. В детстве ими обычно бывают родители, бабушки или дедушки, воспитатель в детском саду или учитель в школе, тренер на спортивной секции или педагог по сольфеджио из музыкалки. В общем, все те взрослые, которые были близки и важны вам тогда. Нужно отметить, что и во взрослой жизни мы продолжаем встречать людей, которые воспринимаются нашим Внутренним Родителям (ВР) как значимые взрослые, и усваивать их интроекты. Как правило, это старшие коллеги, которые являются для нас наставниками, учителя, в случае если мы продолжаем учиться, и даже психологи для своих клиентов могут стать такими интроектами. Надо сказать, что образ усваивается полностью, со всеми мыслями, чувствами и поведением, со всеми плюсами и минусами. Понаблюдав за собой вы можете замечать реакции уж очень напоминающие кого-то из ваших значимых взрослых. Тут нечему удивляться. Просто знайте, что сейчас активен ваш ВР и какой-то из интроектов внутри него.
Таким образом, в структурной модели содержание эго-состояния Родителя является набором следов памяти о мыслях, чувствах и поведении значимых взрослых, а также оно постоянно дополняется, расширяется и развивается по ходу всей жизни в отличии, например, от Детского, но об этом чуть позже.
Взрослый (В2)
Как это уже было сказано в первой части темы, Взрослый неделим и отвечает за реакцию «здесь и сейчас». Как это происходит? Это эго-состояние как бы постоянно чем то заполняется. Его функция - это анализ и сопоставление, анализ посланий и запретов в Родителе и Ребенке, сопоставление внутренней картины - представлений, с внешней средой, т.е. с реальностью. Во Взрослом также есть и чувства. Когда вам страшно, вы не замещаете страх, например, смехом, а действительно демонстрируете адекватное поведение, связанное со стремлением сохранить свою целостность.
Ребенок (Д2)
ВР может быть разным и вести себя по разному в соответствии с одним из своих более глубоких эго-состояний. Эти состояния еще называют структурой первого порядка, вот почему там есть цифра один, о них мы поговорим здесь.
Р1 - Адаптивный Ребенок (Родитель в Ребенке), эта часть Детского эго-состояния является как бы внутренним цензом. Именно здесь хранятся ранние родительские послания о том, что можно, а что нельзя, как правильно, а как нет, как надо, а как не совсем не надо. Адаптивный Ребенок всегда стремится к послушанию и соблюдению границ, которые перед ним поставили значимые взрослые. Таким образом, он ставит их желания и требования выше, чем свои.
Дальше пойдем не по порядку.
Д1 - Свободный (Соматический) Ребенок (Ребёнок в Ребенке). Эта часть отвечает за полную свободу от любых границ. Тут огромный ресурс, творчество и наивность. Пожалуй, это самая нежная, восприимчивая, нуждающаяся в трепетном отношении и защите часть. Здесь есть место только настоящим эмоциям. Важно прояснить, почему эту часть Детского эго-состояния называют Соматическим Ребенком: здесь хранятся очень ранние воспоминания на уровне тела (Тело - сома). Когда некоторые психологи говорят «тело помнит все», то они говорят именно про эту часть психики.
В1 - Маленький Профессор (Взрослый в Ребенке). И здесь вновь хочется сказать про анализ, только не тот взрослый, который в В2, а такой наивный, некая попытка усидеть на двух стульях. Здесь принимаются ранние детские решения о том, как соблюсти те границы, которые уже есть в Р1, но при этом не забыть про желания Д1. Задача непростая и потому надо быть профессором, чтобы её решить. Вот только профессор этот еще маленький наивный.
Подводя итог, хочется сказать, что теория эго-состояний только на первый взгляд кажется простой, но чем глубже в нее всматриваешься, там больше деталей можно увидеть, и за кажущейся простотой скрывается огромная глубина.
Похожие статьи
14 Янв 2024
Эго-состояние Ребенок (Дитя)
Поговорим об одном из трех эго-состояний: Ребенок (или Дитя).
11 Янв 2024
Что такое Эго-состояния? Часть 1.
В этой статье я кратко расскажу про основную теорию в модальности ТА. Это теория эго-состояний.
14 Дек 2023
Психолог, клинический психолог, психотерапевт, психиатр. Кого выбрать?
Я часто слышу как люди задаются вопросом «Какой специалист мне нужен?» Разберемся в этой статье.