Эго-состояние Ребенок (Дитя)

14 Янв 2024

Транзактный Анализ представляет структурную и функциональную модель личности, как состоящую из трех эго-состояний: Родитель, Взрослый, Ребенок (или Дитя). В этой статье поговорим про Ребенка. (В ТА принято эго-состояния обозначать с большой буквы, а людей в роли родителя и ребенка - с маленькой).

Структурно когда мы находимся в эго-состоянии Ребенка, то поступаем, думаем и чувствуем так, как в детстве. В нем сосредоточено много энергии, наши желания, потребности, творчество, интуиция, а так же ощущения нашего тела. В нем хранится весь наш детский опыт и непрожитые, непроработанные травмы в том числе.

Эго-состояние Ребенок, изображение №2

Функционально Ребенок может проявляться как Адаптивный, Бунтующий или Свободный. (Часто Адаптивного и Бунтующего обозначают как просто Адаптивного, так как это по сути проявление одного и того же явления: и там и там это реакция на родителя или кого-то в его роли).

В детстве мы усвоили некоторые правила от родителей. Например, мыть руки перед едой, сморкаться в платок. Мы адаптировались к условиям и правилам поведения. И теперь, будучи взрослым я, например, продолжаю мыть руки перед едой. В повседневной жизни мы продолжаем следовать этим правилам на автомате. В этот момент мы находимся в Адаптивном ребенке. У этого есть хорошие стороны. Например, мы не задумываемся, надо сейчас здороваться или нет, мы просто здороваемся. Это помогает экономить энергию и не тратить время на обдумывание простых и не очень ситуаций. Мы умеем подстраиваться под ситуацию, когда это необходимо, следовать рабочим правилам и ПДД.

Однако, в Адаптивном ребенке заложены и деструктивные поведения и реакции. Например, в детстве человеку нельзя было печалиться, потому что это расстраивало маму. А как мы знаем, мама для ребенка значит очень много - от нее зависит жизнь ребенка. И тогда, ребенок решает, что больше не будет показывать свою печаль. Во взрослом возрасте он так же продолжает скрывать свою грусть, улыбаться, хотя хочется разрыдаться. В каких-то случаях это допустимо, но чаще всего, ведет к не понимаю своих истинных чувств, к подавлению их, что в свою очередь переходит в психосоматические проявления в виде болезней. Кроме того, скрывая свои чувства от близких людей, человек лишает себя так необходимой в этот момент поддержки.

Бывало, в детстве мы, например, не хотели надевать эти колготки только потому, что это заставляли делать взрослые. Мы бунтовали против родителей. Особенно ярко это проявляется в возрастных кризисах 2-3 леток, 5ти леток. Это поведение, мысли и чувства сохраняются в Бунтующем ребенке. И теперь, во взрослой жизни, когда мы хамим начальству, не хотим соблюдать правила, одним словом бунтуем, мы находимся в Бунтующем ребенке.

Бунт необходим в процессе взросления, так как помогает отделиться от родителей, стать самостоятельной личностью. Здесь много энергии для разрушения перед строительством нового. Негативный аспект Бунтующего ребенка проявляется тогда, когда бунт нужен ради бунта. Это из серии "На зло маме отморожу уши", или "На зло кондуктору куплю билет и не поеду". Бунт может проявляться в пассивной агрессии. Когда мы не хотим что-то делать для другого, не можем прямо об этом сказать, злимся и, например, «забываем» сделать то, что обещали. Или делаем тяп-ляп. Или "не успеваем" это сделать.

И моя самая любимая часть - Свободный ребенок. Ребенок, которому нельзя было плакать, например, горько-горько плакал, когда умерла его любимая кошка. Он не адаптировался к требованиям взрослых, но и не бунтовал. Он вел себя естественно, свободно. Плакал - когда хочется плакать, смеялся, когда смешно. Во взрослом возрасте когда мы ведем себя естественно, делаем то, что хотим (но не из бунта), ведем себя естественно - мы находимся в Свободном ребенке или Естественном ребенке.

Свободный ребенок знает, что мы любим, что доставляет нам удовольствие. В Свободном ребенке мы радуемся жизни, мыльным пузырям, солнышку и морю. Мы плачем, когда плохо, злимся, когда нарушают наши границы. Мы творим и созидаем. Мы проявляем интуицию. Одним словом, мы живем.

В проявлениях Cвободного ребенка так же есть негативные моменты. Например, может нам и хотелось бы чихнуть на весь зал консерватории, от души разбрызгав наши сопли по головам впереди сидящих, под музыку Вивальди. Однако, в данной ситуации было бы лучше тихо достать платок и высморкаться туда. Это про этикет, социальные нормы, ПДД, уголовный и административный кодекс и так далее.

Как мы видим, все проявления Ребенка могут как помогать нам, так и мешать жить, строить отношения, достигать своих целей. В Ребенке, особенно Свободном, находится много энергии, творчества, жизни.

Если вы стали замечать, что вам не хватает энергии, руки опускаются, жизнь стала рутиной, больше похожей на существование, проверьте, как там ваш Свободный ребенок? Давно ли вы его баловали? Есть ли для него пространство в вашем быту? Что он любит? Давно ли он творил? Чем его можно порадовать?

Может, в детстве вам нравилось читать книги, а сейчас даже минутки на это не можете найти, и он тоскует по приключениям, или фантастике, а может любовному роману со всеми его перипетиями? А может вы любили прыгать по лужам? Так почему бы не надеть резиновые сапоги и вдоволь побрызгаться (не пачкая прохожих, конечно же)? А может он любит купаться в ванной с огромной шапкой пены, делая себе из нее самые непредсказуемые прически?

Похожие статьи

31 Март 2024

Что такое эго-состояния. Часть 2.

Из этой статьи вы узнаете о том, что такое структурная модель и из чего она состоит.

11 Янв 2024

Что такое Эго-состояния? Часть 1.

В этой статье я кратко расскажу про основную теорию в модальности ТА. Это теория эго-состояний.