Помнишь, как все начиналось? История Транзактного Анализа

18 Март 2024

Выбрать направление психотерапии и клиенту, и будущему специалисту всегда не просто. Как понять, подходит ли нам это: транзактный анализ, психоанализ, гештальт-терапия, экзистенциальная терапия или что-то еще? Удивительно разнообразен мир психологии и психотерапии и для клиента, и для психолога, решившего посвятить свое время работе с клиентами.

Любое направление имеет некое свое послание, какую-то свою внутреннюю идею, свою сверхцель, свою миссию. 

Это глубокое философское наполнение не всегда бросается в глаза, но очень важно не забывать о том, что оно есть. Выбирая себе психолога, мы хотим, чтобы этот человек соответствовал нашей системе ценностей, чтобы его взгляды на жизнь были близки нам. Недостаточно просто высокого уровня квалификации, хорошего образования и принадлежности какой-то достойной уважения структуре. Есть ещё и внутренняя философия, смыслы, ценности.

Глубина транзактного анализа теснейшим образом связана с личностью человека, который создал это направление. Не будем недооценивать биографию нашего главного научного интроекта.  В биографии Эрика Берна очень много интересного, начиная с того, что его отец, польский иммигрант в Канаде всю жизнь работал врачом-терапевтом, который лечил небогатых людей за небольшие гонорары и очень гордился этим, а его мать, рождённая в Белоруссии и тоже переехавшая в Канаду, была писателем и редактором. И можно сказать, что их сын Эрик Берн воплотил в жизнь и мамину и папину историю. 

Есть много источников, в которых можно ознакомиться с биографией Эрика Берна, но я хочу сослаться на книгу Клода Штайнера «Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна». Там вы сможете соприкоснуться с основными вехами жизненного сценария основателя транзактного анализа, изложенного его другом и учеником, заглянуть за сухие факты и увидеть, как жизненный путь и внутренняя философия создают контекст научной теории.

И нельзя обойти стороной культурный, исторически, географический контекст, в котором появилась это прекрасное направление психологического знания. 

После увольнения из армии в 1946 году, где он работал в медицинском корпусе, Берн отправляется в Калифорнию в Кармел, а в 1950 г. В Сан-Франциско он занимает пост в медицинской клинике и снова начинает практиковать. В 1961 г., опубликованная частным образом, выходит книга «Games People Play». Теплый климат, глубокие исторические корни этого места, налет прошлых романтических времен начиная от древних цивилизаций коренного населения и вплоть до золотой лихорадки Сакраменто, предчувствие будущей Кремневой долины, все ложится как пазлы одной картины. 

В 60-е Стэнфордский университет стал центром культуры хиппи. Из всего этого сложилась особая атмосфера – атмосфера свободы и независимости. Посмотрите на ранние фотографии Стива Джобса с волосами до плеч. Посмотрите на Марка Цукерберга, который всегда ходит в мешковатой курточке или на основателей Google, приезжающих на заседание Совета директоров на роликах. Это наследие эпохи хиппи.

В 60-70 гг. здесь проводятся серьезные и спорные эксперименты по социальной психологии, которые многие годы занимают умы, например, Ф. Зимбардо проводит именно здесь свой знаменитый Тюремный эксперимент. Это тоже голос свободы, голос против официального взгляда, прорыв, ветер перемен.  

Удивительное время. 1964 г. издана книга Люди, которые играют в игры. в ней Берн представил свои идеи, касающиеся анализа психологических игр. Практически сразу эта книга становится бестселлером. 

В Советском Союзе она появляется в начале семидесятых как продукт самиздата и подпольно распространяется среди интеллигенции. И почти сразу эта книга становится популярной в такой же мере как книги Карлоса Кастанеды и Даниила Андреева, она передается из рук в руки, отрывки из нее переписываются и перепечатываются на допотопных машинках под копирку на желтой бумаге, как стихи О.Мандельштама и А.Ахматовой.

Возникают даже целые подпольный кружки среди психиатров и психотерапевтов медицинского толка, где обсуждаются книги Эрика Берна, в которых советские психологи самостоятельно создают практическую методику из теории. 

Эта книга становится откровением для прогрессивной близкой к психологии интеллигенции СССР. Понятие психологической игры практически взрывает мозг. Прекрасные, понятные, последовательные и очень чётко сформулированные, хотя и совсем непростые, концепции транзактного анализа покоряют мгновенно. Они приковывают к себе внимание, захватывают мышления. 

Человек, который впервые знакомится с классическими работами Э.Берна, К. Штайнера, С. Карпмана и других транзактных аналитиков, с лёгкостью начинает понимать такие феномены как психологические игры, драматический треугольник, эго-состояние, жизненный сценарий, родительские запреты и приказания и многое другое. Не будем обманываться лёгкостью. Все эти понятия совсем не просты, но изложенные простым доступным языком, с использованием чётких примеров, эти понятия создают узнаваемость и предсказуемость жизненных феноменов. На своих семинарах, обсуждая транзактно-аналитические концепции, Берн требовал от своих учеников простого понятного языка, за использование специальных терминов иногда даже назначался штраф. И многие книги Эрика Берна адресованы не только профессионалам, они доступны широкому кругу читателей. Эрик Берн сделал то, что было долгое время под запретом: он под позволил человеку, не имеющему прямого отношения к психологии понять сложную теорию и применить её к своей жизни. Он негодовал, когда пациента оставляли в неведении, смущали непонятными терминами, выводили за круг высоколобых докторов.

Большая часть трансактно-аналитической терапии направлена на то, чтобы образовывать нашего клиента. Трансактный аналитик обучает своего клиента основным понятием и концепция. Это было совершенно невозможно в рамках психоанализа и вызывало сильное возмущение психоаналитиков. 

Клиент трансактного аналитика достаточно быстро осваивает терминологию и понимает процессы, которые с ним происходят. Мы знакомим нашего клиента с такими понятиями как внутренние Ребёнок, Взрослый, Родитель. Мы объясняем что такое жизненный сценарий, мы говорим про игры, про систему рэкета, про накопления марок и купонов, все это помогает нам в работе. Мы идем бок о бок с нашим клиентом и всегда помним, что хоть мы и лучше знаем теорию, именно наш клиент является экспертом в своей жизни. Как за круглым столом короля Артура, мы первые среди равных. 

И здесь я приведу философские основы ТА словами К. Штайнера:

  • Все люди изначально ОК. 
  • Люди обладают способностью мыслить, за исключением лишь тех случаев, когда они находятся в бессознательном состоянии. 
  • Люди сами определяют собственную судьбу, а потому при желании могут изменять свои решения и свою жизнь. Эти решения, касающиеся нашей дальнейшей судьбы, как правило, предполагают наличие жизненной стратегии, усвоенной нами в самом раннем возрасте. 

А если говорить сухим языком, то ТА – это одна из модальностей психотерапии, которую относят к семейству психодинамических подходов.  Она представляет собой психологическую модель, служащую для описания и анализа поведения человека как индивидуально, так и в составе групп. Данная модель включает философию, теорию и методы, позволяющие людям понять самих себя и особенность своего взаимодействия с окружающими.

Глубинная цель ТА – автономия, которая противостоит сценарию. Это способ поддерживать и проявлять ОК-ейность к себе и другому, активно влиять на качество жизни, продвигаться к целям и быть ответственным за себя. 

Мы рождаемся принцами и принцессами, а дальше мы пишем свой сценарий. И это наши решение и выбор, а значит наша судьба в наших руках!

Похожие статьи

18 Март 2024

Оффлайн vs онлайн. Что выбрать? как работать?

Рассказываю об особенностях и преимуществах психологической работы онлайн и оффлайн